Что будет с ценами на Турцию, почему буксует Египет и пользуется таким высоким спросом Таиланд?

Какие факторы влияют на работу туроператоров на выездных направлениях? Ответы на эти и другие вопросы на вебинаре MITT Connect дал вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

В ходе онлайн эфира, который состоялся в четверг, 7 декабря,Артур Мурадян рассказал об основных трендах развития рынка, перспективах на ближайшие полгода и текущих задачах, которые решают туроператоры.

По его мнению, в 2023 году ситуация в туристической отрасли стабилизировалась за счет увеличения объемов перевозки на открытых зарубежных направлениях.

По оценкам вице-президента АТОР, основным фактором, который в значительной степени влияет на выездной туризм, является курс рубля.

«Курсовые колебания рубля влияют на рынок даже больше, чем геополитика. Например, в 2022 году курс в 55-60 рублей за доллар при сильно ограниченном авиасообщении был драйвером для сумасшедшей динамики на выездных направлениях», – пояснил г-н Мурадян. Он добавил, что каждый пошаговый рост курса валют на 10 рублей оказывает существенное влияние на спрос.

Среди других факторов, которые заметно влияют на работу туроператоров на рынке выездного туризма, вице-президент АТОР назвал платежи и кадровый голод.  По его словам, «санкционное давление на российские банки никуда не делось», а поставщики туристических услуг крайне неохотно соглашаются на расчеты в других валютах, например, в юанях или дирхамах. 

Как подчеркивает Артур Мурадян, такая «мертвая привязка» зарубежных партнеров к платежам в долларах и евро приводит к удлинению финансовых цепочек, увеличению курсовых колебаний и задействованию «прокси-стран».

Восстановление туризма после пандемии спровоцировало и кадровый голод в туротрасли. По словам г-на Мурадяна, нехватка специалистов ощущается во всех звеньях – от внутреннего бэк-офиса до продажников и продуктологов.

«Туроператоры оправились от пандемийного сокращения штатов и оптимизации расходов. Однако к этому моменту часть бывших сотрудников либо сменила сферу, либо должность. Из-за дефицита кадров наблюдается гипериндексация зарплат в туризме. В среднем она индексируется на 20% у среднего звена», – рассказал глава Space Travel.